Что такое дисперсия в покере

Материал обновлен: 25.11.2021
img-dispersiya-v-pokere

Если рассчитать математический показатель «дисперсия» для результатов турниров или кэш игр, станет понятно, что он бесполезен в чистом виде. Дисперсия в покере — это всего лишь синоним понятий «неравномерность», «разброс», «изменчивость». Когда игроки говорят о своих проигрышах, имеется в виду именно это. Житейское понимание дисперсии и ее математический смысл имеют мало общего.

Дисперсия — это некое число. В нем по специальной формуле сведены воедино результаты нескольких испытаний. Практическая ценность показателя для покера — спрогнозировать величину возможного нарастающего проигрыша (даун-стрика), а также узнать размер необходимого банкролла. Об этом пойдет речь в середине статьи.

Что такое дисперсия

Самое простое практическое определение: дисперсия — это расхождение между реальным и ожидаемым результатом.

Другие варианты понимания, что такое дисперсия в покере:

  • Чередование больших выигрышей и проигрышей.
  • Нестабильность результатов в одних и тех же условиях.
  • Отклонение итогов одной сессии от винрейта на длительной дистанции.

Это все для обсуждений на покерных форумах. Науки здесь нет.

Математическое объяснение часто сильно усложняют. Суть на самом деле элементарна для понимания. Всем со школы знакомо понятие «среднее арифметическое». Дисперсия — почти то же самое, но «среднее квадратическое».

Алгоритм расчета:

  1. Сформулировать ожидаемый результат эксперимента — некое среднее значение какой-то величины.
  2. Провести несколько испытаний и записать результаты.
  3. Из каждого практически полученного результата вычесть ожидаемое среднее значение. Разность возвести в квадрат.
  4. Просуммировать все разности. Сумму разделить на количество испытаний.

Полученное число и есть дисперсия.

Таким образом, математическая дисперсия ни на что не может влиять. Ведь это не какое-то природное явление, а просто результат эксперимента, компактно записанный одним числом.

Зачем такой сложный метод? Полученное значение показателя затем разворачивают по цепочке формул и выясняют возможные граничные значения исследуемой величины и вероятности их достижения.

Пример для покера: узнать, какой проигрыш возможен при определенном винрейте и как часто такие потери будут происходить.

Примеры

Отклонения фактических результатов от ожидаемых значительнее в играх с частыми олл-инами: многостоловых турнирах формата гипер турбо, одностоловых спин-энд-гоу.

Примеры:

  • При 1000 участниках финальный стол был в 5 турнирах из 100.
  • Множитель x10 выпал 2 раза в 10 спин-энд-гоу.
  • В течение дня проиграны 16 из 20 сит-энд-гоу DON («удвоение или ничего»).

Возможные события в кэше:

  • Карманные тузы проиграли в олл-ине 5 раз из 10.
  • Сет с флопа выпал 3 раза подряд.
  • За открытый стол 6 max сели 4 игрока с VPIP = 50.

Главные факторы неравномерности результатов в кэше: большое количество разыгрываемых рук и агрессивный стиль.

Графики

Начинающим покеристам важно знать, какие колебания банкролла предстоят. Ниже графики двух лучших регуляров Pokerstars, лето 2021 года.

Первый сыграл 140,000 раздач на 6 max NL25 с винрейтом 5.4 bb/100 hands. Было два непрерывных проигрыша по минус 20 бай-инов. Продолжительность — 10,000 и 20,000 рук.

У другого игрока за лето 160,000 рук на 9 max. Винрейт 7.9 bb/100 hands. Лимит NL10. Был безвыигрышный промежуток в 50,000 раздач. Глубина просадки составила 23 бай-ина.

График игрока 6 max

График плюсового игрока 6 max


График игрока 9 max

График выигрывающего клиента 9 max

Причина появления дисперсии

Единственная причина неравномерности в покере — везение, случайные благоприятные события или, наоборот, серия неудач.

Примеры:

  • За 1000 рук в кэше пар AA, KK не раздали ни разу.
  • После сета с флопа у оппонента отключился интернет.
  • Из-за стола одновременно ушли два рекреационных игрока.

Важно понимать, что уровень мастерства не является причиной. Дисперсия в покере — это порождение случайности. Опыт, навыки и сила соперников влияют объективно.

Также не стоит обвинять математику в случае плохого эмоционального состояния или медленного компьютера.

Факторы, влияющие на дисперсию

Если у игрока небольшой банкролл, стоит задача уменьшить влияние удачи. Это также важно для рекреационных покеристов, играющих один-два дня в неделю.

Стиль игры

Агрессивный и пассивный, лузовый и тайтовый — таковы покерные стили. Лузово-агрессивной манере свойственны большое количество разыгрываемых рук и рейзы на всех улицах. Такой стиль может привести к потере 10 бай-инов в кэше за 1 день.

Но также не стоит сильно сокращать спектр входа на флоп и разыгрывать комбинации через колл. В первом случае игрок будет терять на блайндах (отданные и не украденные). При отказе от активной игры через бет и рейз невозможно выиграть весь стек оппонента. И излишне тайтовая игра, и пассивная сокращают профит. Это ведет к разгону вариативности.

Лучшее решение — сбалансированность. Второй путь — чередование стилей, в зависимости от оппонентов.

Разновидности покера

Жаль, что лимитный Техасский Холдем не популярен. Это лучшая игра для начинающих по причине незначительного разброса результатов. В безлимите и пот-лимите амплитуда колебаний банкролла на порядок выше.

Если сравнивать короткие и длинные столы, то на 9 max колебания банкролла в 2 раза ниже. Поэтому все новички должны играть именно здесь.

Разброс результатов в Омахе как минимум в 3 раза выше, чем в Холдеме. Это касается и однодневных сессий, и итогов месяца.

Что касается турнирной игры, то лучшая игра с низкой вариативностью — сит-энд-гоу формата «Удвоение или ничего» (DON). Не стоит играть в турнирах на 3 человек с быстрым ростом блайндов. Здесь на неравномерность результатов влияют случайные коэффициенты для призового фонда.

Второй подходящий тип турниров — многостоловые с количеством регистраций менее 1000. Самые дисперсионные — это события с 10,000 участниками и более.

Выбор игры

Если стоит задача исключить сильные колебания банкролла, не нужно играть на агрессивных столах. Таких большинство в ночное время. Выход — дневные сессии. До 18:00 по Москве игра здесь предсказуемая.

Не нужно выбирать турниры формата гипер турбо. Но и классические фризауты с уровнями по 10 минут — плохой вариант. Лучшее решение — регистрация в турнирах Knock-out. В них уровни длятся по 7-8 минут и предлагаются дополнительные призы за выбитых оппонентов.

Виды ставок

Неправильное мнение, что игра преимущественно через колл снижает разброс. Все наоборот. Отказ от активных розыгрышей в разы уменьшает выигрыш с хорошей рукой.

Излишнее количество префлоп 3-бетов и продолженных ставок на флопе тоже будет ухудшать равномерность. Оптимальное решение — держать баланс бетов, коллов и рейзов.

Количество оппонентов

Исторически сложилось, что на кэш столах 9 max нет ни больших выигрышей, ни серьезных потерь. Требования к банкроллу здесь в 3 раза ниже, чем для 6 max. Причина в том, что на длинные столы идут покеристы, предпочитающие спокойную игру, а также многие новички. Вторая причина слабой вариативности 9 max — менее частые блайнды. За них можно не бороться и играть префлоп-рейз только с хорошими стартовыми руками.

Самая неравномерная кэш игра — хедз-ап. Высокий рейк на 2 max вынуждает часто блефовать.

Как рассчитать дисперсию

Возникает вопрос, а зачем это нужно, если дисперсия в покере — условное понятие, не научное. Однако возможно с пользой использовать и классический математический показатель.

Цели расчета:

  • Узнать возможный максимальный нарастающий проигрыш для своего винрейта.
  • Понять, как часто такая просадка банкролла будет происходить.
  • Выяснить продолжительность даун-стриков.

Для вычислений задействуется ресурс Primedope COM.

В покере используется не сама дисперсия, а производный показатель — среднеквадратическое отклонение (СКО). Это корень квадратный из дисперсии.

Англоязычная терминология: СКО — Standard Deviation, дисперсия — Variance.

Последовательность действий для кэш игр:

  1. Узнать свой винрейт в программах сбора покерной статистики. Новичок должен предположить, с каким винрейтом возможно играть.
  2. Выяснить Standard Deviation (StdDev) в тех же программах.
  3. На сайте Primedope войти в раздел «Poker Variance Calculator», ввести винрейт, СКО и количество рук.

По результатам моделирования программа выдаст 20 графиков изменения банкролла. Это примеры. Ниже будут выведены таблицы глубины/ продолжительности даунсвингов и необходимого банкролла.

Важно. Стандартное отклонение можно посмотреть в Pokertracker 4 и Holdem Manager 2. В новой версии HM3 этого показателя нет.

В таблице представлены диапазоны стандартного отклонения для разных игр. Такую информацию дает сайт Primedope COM:

ДисциплинаСтолMinMax
HoldemFull Ring6080
HoldemShort Handed75120
OmahaShort Handed120160

Комментарий. В реальности цифры меньше. Так, регуляр 9 max Texas Hold’em со статами 18/12 играет с СКО 55. Плюсовой игрок 6 max 25/20 имеет значение параметра ~70.

Калькулятор. Данные

Ввод данных в калькуляторе


Калькулятор. Результат

Графики изменения банкролла


Стандартное отклонение в Pokertracker 4

Стандартное отклонение в Pokertracker 4

Влияние дисперсии на игровой процесс

Отклонение фактических результатов от ожидаемых может создать проблемы и начинающему игроку, и опытному регуляру.

Эмоциональное состояние

Случайный проигрыш в раздаче часто приводит к ситуации, когда покерист не может контролировать эмоции. Следствие — дальнейший проигрыш.

Правильность выбора тактики

Игра в определенное время суток, выбор рума и вида игры, посадка к фишам, прекращение игры при определенных условиях — все это элементы тактики. Стратегия — это правила розыгрыша. В условиях неравномерности результатов новичку может быть неясно, являются ли выбранные тактика и стратегия правильными.

Удержание игрока в раздаче

И в Холдеме, и в Омахе возможно выигрывать несколько дней подряд, не имея должного мастерства. По причине непредсказуемости исходов розыгрышей в покере остаются рекреационные игроки, минусовые на дистанции. При распределении выигрышей в соответствии со скиллом фишей в онлайн-покере не осталось бы.

Как уменьшить влияние дисперсии

Соблюдение банкролл-менеджмента

Большой запас денег не уменьшает вариативность. Даже наоборот, вероятность глубокого даунстрика возрастает. Однако когда за спиной 100 бай-инов для Техасского Холдема, любые неудачи принимаются легче.

Объединение в пулы

Этот метод отлично работал в период популярности Sit&Go. Стратегия в этих турнирах стандартна. Требуется только хорошее знание чартов рук. И опытные покеристы, и новички договаривались делить поровну результаты в конце месяца или после каждой сессии.

Сейчас так иногда действуют игроки Spin&Go с одинаковым уровнем мастерства.

Пулы реально используют крупные офлайн-игроки, покупая доли турнирных бай-инов друг у друга.

Игра в менее дисперсионные дисциплины

Если проигрыши воспринимаются слишком болезненно, есть три способа уменьшить колебания банкролла в разы:

  • Лимитные игры.
  • Столы 9 max.
  • Одностоловые турниры DON — Double or Nothing.

Дисперсия ― это хорошо

Если покерист умеет играть, неравномерность результатов в сессиях — это, конечно, негативный момент. Но все же есть кое-что положительное:

  • Плохие игроки не уходят из онлайн-покера. Благодаря фишам эта индустрия продолжает существовать.
  • Удача может привести к первому месту в крупном турнире и дать выигрыш сотни тысяч долларов.
  • Непредсказуемость исходов дает сильные эмоции, что не всегда плохо.
  • Проигрыши заставляют работать над игрой, изучать новые стратегии и тренировать дисциплину.

Часто задаваемые вопросы

В чем измеряется показатель?

В квадратных долларах или в квадратных бай-инах. Это не шутка. В этом и заключается бессмысленность показателя в чистом виде.

Какие еще способы существуют для повышения равномерности результатов?

Это бонусы, рейкбек и акции покер-румов.

С каким стеком лучше играть кэш?

Для снижения разброса результатов рекомендуется садиться за стол с 40 или 50 большими блайндами. Уход из-за стола — когда стек превысил 130-140 bb.

Какой банкролл необходим для разных видов игр?

В Холдеме коротких столов нужен запас не менее 40 бай-инов. На 9 max достаточно 20. Для Омахи требуется банкролл в 80-100 BI.

Когда нужно повышать вариативность и как это делать?

Так поступают игроки с винрейтом не ниже +6 bb/ 100. В этом случае возможно входить с ранних позиций на широком диапазоне, чаще играть 3-бет и рейзить в блеф на поздних улицах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *